В современной художественной гимнастике трудность предмета — неотъемлемая часть любого упражнения. Но так было не всегда: в прошлом в программах гимнасток были главным образом элементы тела.
На начальной стадии развития художественной гимнастики соревновательные программы состояли из различных танцевальных шагов, волн, простых поворотов, равновесий и прыжков, которые характеризовались преимущественно небольшой амплитудой. Это было «обилие поз, положений с размеренной работой предметом или его держанием в качестве дополнения к элементу телом». Об этом подробнее написано в научной статье «Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике» авторства Раисы Терехиной, Елены Медведевой, Елены Крючек, Александры Супрун, Алины Мальневой и Алины Кабаевой.
Несмотря на то что в 1970-е годы программы стали более насыщенными и стали включать сложные элементы тела, связки и комбинации, трудности предмета все еще не уделялось достаточно внимания: гимнастки совершали с ними минимальное количество движений. Так в программах возник дисбаланс между движениями тела и предмета.
Эту проблему решили представители болгарской школы художественной гимнастики, которые показывали новые оригинальные движения и виртуозное владение предметом. Впоследствии техника работы предметом стала активно интегрироваться в упражнения, и он, как и тело, стал равноправной составляющей цельной композиции: сначала движения с ним использовали на простых элементах, а со временем и на протяжении всей программы.
Сейчас разнообразная трудность предмета во время исполнения элементов является обязательной в упражнении, и за ее оценивание отвечает отдельная бригада судей. В правилах также существует «оригинальность», за которую гимнастка получает бонус: это виртуозные элементы с предметом или же сочетания работы тела и предмета, которые выполняются неординарным, технически сложным образом. Такие элементы могут быть отдельно зарегистрированы в правилах.
У правил Международной Ассоциации «Небесная грация» есть еще одна особенность — декорации. Это нововведение подразумевает сочетание трудности предмета, которое выполнено как декоративный элемент или переход между элементами тела и предмета. Обязательный критерий заключается в том, что декорация должна быть исполнена в характере композиции, поскольку она также помогает гимнастке выразить образ на ковре и запомниться как зрителям, так и судьям.